Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
image_big_169571.jpg

 

Воскресенье, 09.08.2020, 20:37
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Меню сайта
Форма входа
Культурный марафон
Независимая оценка
Работа в России

Экспериментальная работа

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
 

В течение последних четырёх  лет школа   в рамках краевого эксперимента работала по теме «Личностно-ориентирующий подход к оздоровлению детей в условиях школы».

Актуальность этой проблемы очевидна. Диаграммы, составленные в начале эксперимента показали, что здоровых детей всего 20 %. Каждый 3-й ученик с нарушениями иммунной системы и системы органов дыхания, каждый 8-й с нарушениями осанки и зрения.

Отсюда цели эксперимента для нашей школы:

  • обеспечение здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса;
  • воспитание в ребенке активной жизненной позиции по формированию ЗОЖ;
  • определены задачи эксперимента и предмет исследования.

Объектом исследования стал   процесс формирования физического и психосоциального здоровья учащихся. Отсюда и результаты, которые мы прогнозировали (считаем, что мы их достигли).

Остановлюсь на том, что же нового внесено в организацию работы школы по сохранению и укреплению здоровья за период работы в эксперименте. Организовано межведомственное взаимодействие и взаимодействие специалистов в школе. Заинтересованно проходят методические советы по ОЭР, психолого-медико-педагогические консилиумы. Введены новые ставки: руководителя ОЭР, врача, медицинской сестры, социального педагога.

Финансирование осуществлялось как из бюджетов края, города, так и из внебюджетных источников, включая средства Попечительского Совета. Всего на укрепление материально-технической базы потрачено 1,5 млн. рублей.

Проведена большая работа по созданию здоровьесберегающего пространства школы (классы, рекреации,  территория). Большой нашей радостью стало открытие  школьного бассейна. Седьмой  год функционирует созданный в школе оздоровительный центр, в котором осуществляются физиопроцедуры, массаж, фитоаэротерапия и психотерапия.

За период его работы проведено 40 тыс. процедур, в среднем по 26 на каждого ученика. Удачной формой оздоровления детей в летний период стала перепрофилизация школьного лагеря  в лагерь санаторного типа, где дети наряду с прохождением процедур в школьном оздоровительном центре вот уже два года получают лечение лор-заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата в городской бальнеолечебнице.

Качественно и количественно увеличилось школьное питание. С 23 % в начале эксперимента охват организованием питанием достиг на сегодня 97 %. Для 10 групп продленного дня (это 250 детей) организованно горячее питание.

53 ученика с заболеванием ЖКТ проходят   профилактическое лечение фиточаем и, поэтому, обострение данного заболевания не наблюдалось.

Ослабленные дети и учащиеся с различными проблемами в обучении и развитии находятся под контролем и обследуются дополнительно с привлечением специалистов и компьютерной диагностики (с 1 по 11 класс).

Проведена переподготовка педагогических кадров по проблеме внедрения здоровьесберегающих технологий через проблемные курсы и семинары СКИПКРО, краевые обучающие семинары, а также через практические занятия в рамках школьного психолого-педагогического семинара.

 

И, конечно же, главное в экспериментальной работе школы – это педагогическая составляющая. Претерпели изменения как содержание образования, так и технологии их применения.

В экспериментальном классе (учитель Роева С.А.) организация УВП строится с учетом рекомендаций профессора  Базарного Владимира Федоровича. Во всех начальных классах реализуется программа Касаткина «Здоровье». Учебный план школы наряду с 3-х часовой физкультурой дополнился часами ритмики, хореографии, театрального искусства, валеологии и экологии, организован шахматный всеобуч. В связи с этим разработаны и реализуются авторские образовательные программы.

Параллельно ведется обучение элементам профилактики зрительного утомления, кинезиологии и альтернативных упражнений. Определенные изменения произошли в методике и технологии преподавания.

Образовательный процесс строится с учетом психофизиологии, особенностей внимания и динамики работоспособности детей. Особое внимание уделяется гигиенически рациональному построению урока с учетом на таблицы эффективности учебной деятельности. В зависимости от дня недели и номера урока в расписании используется различное количество видов деятельности: до 3-4 в благоприятном, до 7 в удовлетворительном, и как минимум 9 в неблагоприятном.

Изменен и подход к составлению расписания уроков, основой для которого стала новая школа трудностей учебных предметов, разработанная НИИ гигиены детства.

Большие изменения произошли в структуре учебного года: начальная школа перешла на пятидневку, а школа в целом на новый график каникул: в результате учебный год разделен на 6 равных частей.

В связи с этим появилась возможность  планировать тематические каникулы. Использование компьютерных технологий, возможностей Библиотечно-информационного центра сделали более разнообразными уроки при обучении ЗОЖ и профилактике употребления психо-активных веществ.

Параллельно ведется и внеклассная работа:

  • по формиванию индивидуального стиля ЗОЖ, в туристско-краеведческом    клубе «Эдельвейс», эколого-биологическом объединении         «Экос»; 
  • по профилактике ассоциативного поведения и зависимостей через клуб «Четырнадцатилетние».

Действует спортивный клуб выходного дня, театр юного зрителя.

О результатах всех происшедших изменений для здоровья детей говорят материалы   ведущегося на протяжении этих 4-х лет мониторинга. Для обобщения данных нами создана компьютерная программа.

Интегративным показателем, характеризующим состояние здоровья детей, является определение группы здоровья. Наблюдается незначительное увеличение детей со второй группой в обследованных классах. Анализ психофункциональных тестов показал, что повышенный уровень тревожности в экспериментальном классе снизился, а в контрольном наоборот, стал выше почти в 2 раза. Норма – выше в экспериментальном, и в основном, составляет около 90 %. Следует отметить, что в экспериментальном классе отмечается более гармоничное развитие детей, адекватное восприятие окружающей среды, включая отношения с учителями, родителями и сверстниками, по сравнению с контрольным классом, что свидетельствует о позитивном влиянии внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Несмотря на увеличение учебной нагрузки к 4 классу у большинства детей контрольного класса наблюдается положительная динамика зрения и незначительное его снижение (на 20%) в экспериментальном, хотя показатели нормы зрения выше в экспериментальном.

Анализ состояния школьников, представленный в диаграмме, свидетельствует о том, что на 2-й - 3-й годы обучения в обследуемых классах произошло снижение нормы осанки. Проанализировав факторы, влияющие на формирование осанки, и рассмотрев индивидуальные причины, замедляющие рост результатов, провели разделение классов на группы для уроков  по физкультуре и внедрили комплексы для укрепления мышечного корсета, в том числе кинезиологические развивающие программы, рекомендуемые СКИПКРО.

Наблюдается положительная динамика большинства параметров двигательной подготовленности, которая обусловлена примерно одинаковым возрастанием объемов физических нагрузок, мероприятий по оптимизации двигательного режима, вниманию педагогов к формированию осанки на уроках.

Уровень физической подготовленности стал значительно лучше: в экспериментальном увеличился почти в 3 раза, в контрольном – в 1,5 раза. Вывод об адаптационных возможностях и состоянии здоровья учащихся можно сделать, дав оценку физической работоспособности.

В результате оказалось, что низкая оценка работоспособности увеличилась на 59 % в экспериментальном классе и на 26 % -  в контрольном.

О положительной динамике свидетельствует и уровень умственного развития детей. Учащиеся успешно усваивают учебную программу начальной школы. К концу 3-его года обучения качество знаний улучшилось. По результатам   четвёртого года обучения дети в обоих классах в основном на том же уровне, а по математике - качество повысилось на 10 %.

В целом, результаты мониторинга свидетельствуют о позитивном влиянии внедрения здоровьесберегающих технологий, что доказывает необходимость продолжения работы по эксперименту для более полной оценки его эффективности.

На заключительном этапе экспериментальной работы планируем вплотную заняться вопросами:

  • сетевого взаимодействия с другими ОУ города и края,
  • разработки и апробации диагностических методик для определения интересов, наклонностей и психофизических возможностей детей на этапе предпрофильной подготовки,
  • обеспечения оптимального перехода из начальной школы к обучению в основной школе,
  • профилактики нарушений здоровья, асоциального поведения и употребления психоактивных веществ подростками.

 О том, что нам посильны эти задачи, свидетельствуют и наши достижения в сфере здоровья детей: в период карантина процент заболеваемости составил всего 6 %. С момента открытия школы в 1997 г. школа не имела правонарушений и преступлений.

Мы дипломанты краевого конкурса «Школа – территория здоровья», победители в конкурсе школьных дворов, учебно-опытных участков и библиотек.

Являемся чемпионами в городских соревнованиях по теннису, футболу и баскетболу, стабильно занимаем 2 место в городской олимпиаде школьников. Ну а главным результатом считаем тот, что в нашу школу стремятся поступить не только учащиеся нашего города, но и Георгиевского района.

Опытом своей работы охотно делимся с коллегами других школ и территорий через заседания администрация города, открытые педсоветы, средства  массовой информации на краевом и городском уровне, открыли соответствующую страничку на сайте школы. Ведем широкую просветительскую работу среди родителей и учащихся на страницах школьной газеты. Наряду с этим   работает университет педагогических знаний (руководитель Сорокина А.И.), проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Читающая семья».

Основные же, значимые разработки научно-методического обеспечения ОЭР и материалов психолого-педагогического сопровождения детей в учебном процессе собраны нами в сборнике инновационного опыта, подготовленного к печати.

Анкета ОО
Результаты анкеты
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Ротатор баннеров
Госуслуги
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0